Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, но, к сожалению, сегодня такой диагноз в медицинской карте можно встретить часто.
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Такие дети не имеют тяжёлых отклонений в развитии, как умственная отсталость, недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности связаны с адаптацией и обучением в школе. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. ЗПР может проявляться по-разному и отличаться по времени и степени проявления. Но, несмотря на это, можно выделить круг особенностей психики, характерных для большинства детей с ЗПР.
- Незрелость эмоционально-волевой сферы, иначе говоря, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
- Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Причиной этому является недостаточность и ограниченность знаний об окружающем мире.
- Особенность памяти заключается в том, что наглядный материал дети запоминают лучше, чем вербальный (речевой).
- ЗПР часто сопровождается проблемами речи, особенно нарушение лексико-грамматической стороны.
- Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. К началу школьного обучения дети не владеют необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями ( анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, но которые требуют определённой коррекции в соответствии с особенностями развития ребёнка.