Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Что такое ЗПР?

Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, но, к сожалению, сегодня такой диагноз в медицинской карте можно встретить часто.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место  между нормой и патологией. Такие дети не имеют тяжёлых отклонений в развитии, как умственная отсталость, недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности связаны с адаптацией и обучением в школе. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. ЗПР может проявляться по-разному  и отличаться по времени и степени проявления. Но, несмотря на это, можно выделить круг особенностей психики, характерных для большинства детей с ЗПР.

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы, иначе говоря, такому ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
  2. Отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
  3. Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Причиной этому является недостаточность и ограниченность знаний об окружающем мире.
  4. Особенность памяти заключается в том, что наглядный материал дети запоминают лучше, чем вербальный (речевой).
  5. ЗПР часто сопровождается проблемами речи, особенно нарушение лексико-грамматической стороны.
  6. Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. К началу школьного обучения дети не владеют необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями ( анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

 

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, но которые требуют определённой коррекции в соответствии с особенностями развития ребёнка.