Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Воспитательная работа/...

 

Административно-игровая модель

ученического самоуправления «Школьная Дума».

МБОУ СОШ № 19

Пояснительная записка

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.   

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

        

 Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей  через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Оригинальная административно-игровая модель «Школьная Дума», позволит обучающимся в процессе законотворчества лучше представить и понять всю сложность управления коллективом, поможет вырабатывать привычку принимать взвешенные, продуманные решения; и главное - нести за них личную ответственность, не прячась за спины взрослых – эти аспекты модели самоуправления в школе актуальны и во взрослой жизни, куда всем подросткам предстоит выйти.

«Школьная Дума» - добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Положения, равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся.

Деятельность школьной организации «Школьная Дума» является организованной структурой по передаче педагогами и восприятию подростками обобщенного социального опыта, предоставляющей им самостоятельность в реализации этого опыта. Целостность системы деятельности школьной организации «Школьная Дума» обеспечивает единство цели, задач, содержания, принципов, организационных форм и методов.

Цель - формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разного возраста.

Задачи ученического самоуправления:

​ ·Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе воспитательной деятельности в школе.

​ ·Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности.

​ ·Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства, бережного отношения к природе, воспитание чувства справедливости и долга.

​ ·Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.

​ ·Выявление интересов и потребностей учащихся, реализация которых реально выполнима в условиях нашего образовательного учреждения.

​ ·Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в социальные отношения.

​ ·Возможность сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.

​ ·Развитие инициативы и творчества ребят в процессе коллективных дел.

​ ·Совершенствование индивидуальных качеств ребят через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности.

​ ·Развитие и становление ученического самоуправления как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития.

​ ·Создание условий, способствующих развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.

 Принципы построения и развития ученического самоуправления.

1.​ Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности на основе условий школы.

2.​ Педагогическое руководство, обеспечивающее развитие детского самоуправления.

3.​ Приоритетность интересов учащихся.

4.​ Выборность всех органов самоуправления педагогов, учащихся и родителей.

5.​ Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

6.​ Открытость деятельности органов ученического самоуправления.

7.​ Свобода слова при обмене мнениями по разным вопросам школьной жизни деятельности органов самоуправления.

8.​ Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

Самоуправление нашей школы - это совместная жизнь детей и взрослых, в которой каждый ученик определяет свое место и имеет возможность реализовать себя. Вокруг школьного события возникает творческая группа, которая его разрабатывает, привлекает всех желающих и претворяет в жизнь. Школьная Дума - это добровольное объединение учащихся, имеющее общий интерес, схему управления.

Содержание деятельности органов самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

КОМИТЕТ «ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

​ ·нравственно – правовая деятельность:

- встречи с ветеранами – старожилами села

- организация и проведение Дня Защитника Отечества;

- организация и проведение праздника, посвященного Дню Победы;

- антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;

- беседы и утренники по правилам безопасности дорожного движения;

- конкурсы, викторины по правовой и патриотической тематике;

- походы, праздники, часы общения, посвященные правовой и патриотической теме.

- акции милосердия;

- диспуты, дебаты и дискуссии по нравственно-правовым проблемам “Права и обязанности человека и гражданина”, “Свобода и ответственность. Что за этими словами?”, “Демократические свобода моей страны”, “Права и обязанности родителей ”, “Гражданские права и уголовная ответственность”, “Я имею право….”, “Как не совершить ошибку?” и т.д.

- социальные тренинги “Я выбираю профессию”, “Выбор рабочего места” и т.д.;

- встречи с воинами -  интернационалистами и т.д.;

- правовые тренинги;

- ролевые игры;

- поисковая работа, создание экспозиций школьного музея;

- шефская работа в начальном звене

- классные собрания по итогам четверти, учебного года

 

РЕКЛАМНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

​ ·художественно-эстетическое деятельность:

-организация выставок рисунков и поделок учащихся;

- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

- работа кружков

- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне города, района;

КОМИТЕТ «ОЛИМП»

​ ·спортивно – оздоровительная деятельность:

- работа спортивных секций;

- веселые старты по параллелям;

- подвижные перемены в начальной школе;

- проведение бесед с учениками по пропаганде ЗОЖ;

- участие в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья»

- проведение внутришкольных соревнований по мини-футболу,  футболу;

- участие в соревнованиях на уровне города;

- проведение Дней Здоровья, Кросса нации, Лыжни России;

- участие в спортивных соревнованиях школы и города.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

​ ·Интеллектуально – познавательная деятельность:

- предметные кружки;

- предметные недели;

- олимпиады;

- кружки по интересам в классе и школе;

- творческие конкурсы: на лучшую стенную газету, на лучшую поздравительную открытку к празднику;

- создание в классах команд и проведение состязаний интеллектуалов “Умники и умницы”, “Что? Где? Когда?”;

- часы общения “О лучших людях моей будущей профессии”, “Каким должен быть человек моей будущей профессии”, “Как стать профессионально успешным человеком. Мнение экспертов”, “Какие специалисты нужны на рынке труда?” и др.;

- экскурсии на предприятия для знакомства с профессиями;

 КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И ОХРАНЕ ПОРЯДКА

​ ·Трудовое воспитание и общественная деятельность:

- дежурство по классу, по школе;

- генеральные уборки;

- субботники;

- операция «Памятник»;

- операция «Школьный двор»;

- акция «Пост прав ребенка»;

-акция «Кормушка»

- акция «Дети - детям»;

- операция «Ветеран»

Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка, реализуется через:

- родительские собрания;

- индивидуальную работу с родителями;

- лекции по профилактики пьянства и наркомании среди подростков, по половозрастному воспитанию подростков в рамках педагогического всеобуча;

- встречи с инспекторами ПДН ОВД;

Шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

Вся деятельность планируется самими учащимися, основываясь на традициях школы, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь как на классном, так и на общешкольном уровне.

Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях.

Структура уровней ученического самоуправления школы.

Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.

Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, комитеты, выбирающие из своего состава Председателя и заместителя Председателя ученического самоуправления.

Педагогические задачи:

​ ·Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей.

​ ·Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности.

​ ·Воспитание ответственности за порученные дела.

​ ·Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.

Второй уровень - сотрудники комиссий класса, занимающиеся отчетной деятельностью, проводящие совместные заседания в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел класса.

Педагогические задачи:

​ ·Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.

​ ·Воспитание ответственности за порученные дела.

​ ·Расширение форм досуга молодёжи.

​ ·Сплочение субъектов в дружный коллектив единомышленников.

Работа органов ученического самоуправления зависит от отношения к цели деятельности каждого учащегося, а также от наличия у него мотивов участия в ней. «Школьная Дума» объединяет учащихся 5-11 классов. Каждый класс представляет собой коллектив со своими органами самоуправления.

Главным в самоуправлении школы является мотив группового действия. Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления. Руководит самоуправлением Председатель, в его отсутствие – заместитель Председателя. В органы самоуправления выбираются:

- сотрудники  комитета «Творческая инициатива»

- сотрудники  комитета «Олимп»

- сотрудники комитета по труду и охране порядка

- сотрудники  комитета по образованию

- сотрудники  рекламно – информационного комитета

Третий уровень – школьное самоуправление. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами, создание работоспособных органов в управлении школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств, приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Председатель ученического самоуправления - предварительный орган в Совете школы, регламентирующий и отслеживающий работу министерств.

Педагогические задачи:

​ ·Помощь в планировании, организации и последующем анализе общественных мероприятий по различным направлениям деятельности.

​ ·Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

​ ·Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

​ ·Помощь в организации шефской работы.

​ ·Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классе.

​ ·Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Функции Парламента ученического самоуправления.

o​ Проведение анализа работы классных органов ученического самоуправления

o​ Подготовка анализа и предложений на Управляющий совет школы

o​ Анализ работы самих членов

Обеспечение социальной защиты учащихся. Полномочным органом ученического самоуправления является парламент «Школьной Думы», которым руководит президент, избираемый на год открытым голосованием среди всех старшеклассников. Стать им может старшеклассник не моложе 14 лет.

В Школьную Думу входят председатель и заместитель председателя и главы комитетов, выбранные из числа старшеклассников,

Самые принципиальные вопросы жизни коллектива решаются на заседаниях Школьной Думы через утверждение планов, отчетов, подведения итогов соревнований, поощрения, наказания и т.д.

Четвёртый уровень - высший орган школьного ученического самоуправления - Общешкольная ученическая конференция, которая проводится 1 раз в год перед выборами в «Школьную Думу» с отчетом председателя и комитетов «Школьной Думы» о проделанной работе.

Роль педагогов и родителей в самоуправлении.

Педагоги и родители учат непосредственно участников самоуправления самоонализу. самокритике и самоустановке в организуемой ими деятельности в своём коллективе. Одновременно каждый педагог учит коллектив учитывать потребность каждого члена, потребность меньшинства, создаёт атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления.

Организация ученического самоуправления, прежде всего:

1.​ Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2.​ Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3.​ Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4.​ Вырабатывает правильное отношение к критике.

5.​ Создает условие для проявления и развития способностей каждого ученика.

6.​ Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Опыт функционирования модели ученического самоуправления.

Развитие самоуправления предполагает поэтапное делегирование полномочий и ответственности детскому коллективу и его органам самоуправления.

Можно выделить три этапа развития самоуправления: зарождение, становление, самосовершенствование, на каждом из которых достигается более высокий уровень самоуправляемости коллектива. Именно они определяют структурную характеристику процесса развития самоуправления. Каждый этап отличается от предыдущего уровнем сложности решаемых управленческих проблем. Переход от одного этапа к другому соответствует достижению коллективом определенного уровня развития самоуправления.

Девизы для Ученической Думы:

1. «Ученическая дума нас собрала всех воедино.     У каждого свои таланты, а вместе мы непобедимы!»

2. «Ученическая дума нас вместе собрала.     У каждого свои таланты - но главное, что цель одна» 
Вместо слова «таланты» можно «стремленья» или «задачи»

3. «Жить нужно так, чтобы твое присутствие было     Необходимо, а отсутствие - заметно!»

4. «Мы разные - в этом наше богатство!     Мы вместе - в этом наша сила!»

5. «Мы способны решить любые проблемы»

6. «Будущее начинается здесь! Будущее начинается с нас!»

7. «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!»

8. «Живу! Мечтаю! Действую!»

9. «Кто, если не я?!» или «Если не я, то кто же?!»

10. «Обязан - значит могу.» или «Могу - значит обязан!»